Информационно-образовательный проект «ШАГ»

Информационно-образовательный проект

 «ШАГ» – «Школа Активного Гражданина» – для учащихся VIIIXI классов учреждений общего среднего образования

 

Дата проведения 26.11.2020

Тема: «Мы в современном медиапространстве: уважение, безопасность, достоверность».

Блок «Мы в современном мире информации»

Средства массовой информации (СМИ, или масс-медиа) представляют собой один из важнейших институтов современного общества, так как непосредственно влияют на формирование и эволюцию общественного сознания.

 За последние годы информационное пространство кардинальным образом изменилось. Ведущую роль стала играть сеть Интернет, которая выступает основным каналом для получения новостей и пространством для общения, особенно для подрастающего поколения.

Вопросы для обсуждения:

XXI век считается веком информации. Не так давно телевизор, компьютер и телефон был предметом роскоши. Сейчас учащийся разбирается в гаджетах быстрее взрослых. Но как меняется наша жизнь при таком стремительном развитии средств массовой информации и коммуникации? В чём жить стало легче, комфортней? Какие в связи с этим появились новые проблемы?

Что представляют собой современные СМИ? Перечислите известные вам средства массовой информации и коммуникации. Какие из них можно отнести к старым, а какие к новым?

Сегодня СМИ не только информируют общество о процессах, которые в нем происходят, но и в значительной степени формируют общественное мнение. Как вам кажется, какую роль играют масс-медиа в жизни каждого человека?

А в жизни общества? Какое средство массовой информации, на ваш взгляд, является наиболее распространённым, занимает лидирующие позиции в обществе? Что заставляет вас обращаться к средствам массовой информации? Какую роль в вашей жизни играют социальные сети?

Как вы знаете, работу СМИ регламентирует Закон «О средствах массовой информации». Что говорится в нём о свободе СМИ? Как вы это понимаете?

Мы живем в информационном обществе, когда потоки информации становятся все больше и нам очень важно понять, как ориентироваться в этой информации, какую информацию считать достоверной.

Что понимается под медиакультурой?

В фокусе обсуждения: медиапространство, СМИ, ценностные установки, социальные компетенции, ориентирование в информационном пространстве; ответственное использование online-технологий; отличие достоверных сведений от недостоверной информации, безопасной информации от вредной; медиаграмотность, ответственность, активность.

 Блок «Информационная безопасность несовершеннолетних в Республике Беларусь: правовые и социальные аспекты»

Необходимо понимать, что средства массовой информации и коммуникации (масс-медиа) обеспечивают комплексное видение мира, включающее психологические, нравственные, эстетические и политические аспекты. При этом полученное нами из медиа представление о мире и настоящий мир могут не совпадать, то есть медиа создают, можно сказать, живую иллюзию, особый мир. Поэтому, взаимодействуя с любым медиатекстом, человек должен задавать себе следующие вопросы: Кто создал этот медиатекст? Каким способом? Для кого? С какой целью? Кто может получить от этого медиатекста пользу? Кому он может навредить? О чём не говорится в этом медиатексте, а надо бы знать?

Вопросы для обсуждения:

Насколько актуальна для нашего времени проблема медиабезопасности?

Знакомы ли вам такие понятия, как груминг, кибербуллинг и буллицид, кибермошенничество, опасный контент? Что они означают? Как им можно противостоять?

Известны ли вам лично случаи, когда кто-то из ваших знакомых пострадал из-за некачественной информации в средствах массовой информации или в средствах массовой коммуникации? Как вы думаете, кто чаще всего попадает в такие ситуации?

Перечислите правила безопасности в социальной сети.

Куда можно обратиться в случае необходимости по поводу различных медиаугроз?

В фокусе обсуждения: нормативные правовые акты Республики Беларусь, регулирующие вопросы информационной безопасности несовершеннолетних; умение анализировать, сравнивать, обобщать информацию, культура общения в сетевом пространстве, ответственное и безопасное поведение в современной информационной среде.